Вместе мы достигаем большего!
  • en
  • uz

Система МДП и её применение в Республике Узбекистан

В процессе международных автомобильных перевозок, когда груз пересекает территории и границы одного или нескольких государств, таможенные органы каждого из них применяют для данной перевозки свои национальные системы контроля и процедуры, в зависимости от действующего национального законодательства в данной сфере.

Эти системы различаются от государства к государству, но нередко включают досмотр грузов на каждой границе, применение гарантийных требований (банковские гарантии, депозиты, таможенные закладные/залог, страхование груза и ответственности, поручительство и т.д.) и/или сопровождение транспортных средств за счет перевозчика. Их цель – покрытие сумм таможенных (и/или иных) пошлин и сборов по перевозимым товарам в период их транзита по территории каждой страны, в отношении которых существует риск их неуплаты.

Такие меры, применяемые в каждой транзитной стране отдельно, связаны для автотранспортных перевозчиков со значительными расходами, задержками и простоями в процессе транспортировки груза. Это приводит к увеличению продолжительности перевозки и её существенному удорожанию, и как следствие не способствует развитию удобства при международных автоперевозках.

Таможенные транзитные системы, к которым относится система МДП (международные дорожные перевозки), предназначены для облегчения в максимально возможной степени международных перевозок грузов под таможенным контролем путем введения единых таможенных правил и применения таможенного документа единого образца на территории нескольких государств (государств – подписантов Конвенции МДП), и для обеспечения необходимой, с таможенной точки зрения, надежности и гарантий для транзитных стран. Именно исходя из указанных целей и была разработана система МДП, предназначенная для сокращение трудностей, с которыми сталкиваются перевозчики без потери необходимого контроля и без увеличения рисков для таможенных и других контролирующих органов.

Таможенная конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП/TIR Convention), принятая в 1975г. (в применяемой на настоящий момент редакции) являет собой фундаментальный инструмент, который содействует и упрощает процедуры международных автотранспортных перевозок грузов. Она учреждает международные принципы действий как государственного, так и частного сектора, что гарантирует паритет и единые правила для всех участников, в любой стране – подписанте Конвенции МДП. Основными преимуществами системы МДП является прозрачность, единые нормативы, которые прошли отработку в течение многих лет, гарантия для таможенных структур государств-подписантов того, что в случае нарушения при перевозке МДП будут возмещены все требуемые суммы в рамках максимальной гарантии по книжке МДП, упрощение и ускорение  процедур  таможенных формальностей, с сокращением риска, а также международное признание данной системы как одной из наиболее удобных и функциональных. Это стало также возможным благодаря применению единого гарантийного документа для всех стран, где осуществляется такая перевозка – «книжки МДП» (TIR Carnet).  При перевозке МДП нет необходимости обязательного таможенного досмотра опломбированного грузового отсека,  поскольку существует единая многоступенчатая система доступа (как автотранспортных средств, так и компаний – перевозчиков), которая гарантирует сохранность и целостность груза, кроме того существует международная гарантийная цепочка, которая в случае возникновения претензии со стороны таможенных органов компенсирует все требуемые суммы в пределах максимальной гарантии. При этом сам процесс перевозки при процедуре МДП ускоряется, а также предоставляет таможенным органам дополнительные удобства (за счёт сокращения дополнительных контрольных процедур). Таким образом, снимаются многие административные барьеры для перевозчиков, без потери государствами всех необходимых гарантий, с одновременным снижением рисков и помимо всего – с упрощением работы самих государственных структур.

В соответствии с Конвенцией МДП (1975г.) (пункт 2-бис статьи 6, а также часть 3 Приложения 9), существует международная организация, которая уполномочивается отвечать за эффективную организацию и функционирование международной системы гарантий, а также печать и распространение книжек МДП по всему миру (через национальные гарантийные объединения и Держателей книжек МДП), сбор и предоставление соответствующим компетентным органам необходимой информации и статистических данных по МДП, координацию деятельности национальных гарантийных объединений и др. В настоящий момент такой организацией является Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ, штаб-квартира в г.Женева, Швейцария).

На данный момент (январь 2024г.) участниками Конвенции МДП (1975г.) является 78 государств, в 65 странах Система МДП запущена и активно применяется.

В связи с активным внедрением и применением различных электронных инструментов по системе МДП (SafeTIR, TIR-EPD, AskTIRweb), направленных на сокращение рисков, ускорения и упрощения процедур и мониторинга всех операций в режиме реального времени – в настоящее время идёт активный переход всех действий, связанных с международными автомобильными перевозками грузов с использованием Конвенции МДП (1975г.) в электронный формат, более известный как eTIR.

Система МДП идёт в ногу с современными требованиями и тенденциями, что помимо развития цифровизации, требует также внедрение и передовых логистических решений. В данной связи, для упрощения и ускорения работы цепочки поставок было принято решение об увеличении совокупного количество мест, где возможна погрузка и разгрузка грузов под таможенным контролем по одной книжкой МДП с 4 до 8. Также в настоящее время под эгидой ЕЭК ООН идёт активное обсуждение вопросов применения субподрядчиков и уполномоченных отправителей/получателей при перевозках МДП.

Республика Узбекистан присоединилась к Конвенции МДП (1975г.) на основании постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан №131-I от 31.08.1995. Компетентным органом по Конвенции МДП (1975г.) на территории Республики Узбекистан является Таможенный комитет при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан, а гарантийным объединением, на основании распоряжения Кабинета Министров Республики Узбекистан №422-ф от 14 октября 1996г. – Ассоциация международных автомобильных перевозчиков Узбекистана (AIRCUZ). AIRCUZ также является действительным членом МСАТ. 

В Республике Узбекистан внедрены все необходимые электронные инструменты по управлению рисками в рамках системы МДП, обеспечивающие взаимодействие по линии B2C (перевозчики к таможне), B2B (перевозчики к перевозчикам, через МСАТ) и C2C (таможня к таможне, через ЕЭК ООН). Кроме того, Республика Узбекистан была одним из первых государств, полностью внедрившей все необходимые инструменты и механизмы для реализации системы eTIR и в декабре 2022г. была проведена первая перевозка, в полном соответствии с Приложением 11 к Конвенции МДП (1975г.), с применением электронной гарантии (вместо бумажной книжки МДП) между Узбекистаном и Азербайджаном.  Таким образом, была продемонстрирована возможность осуществления перевозок по процедуре eTIR на регулярной основе. 

Кроме того, Республика Узбекистан была первым государством, внедрившим полностью электронный процесс доступа к процедуре МДП (разрешение для физических и юридических лиц пользоваться книжками МДП) в полном соответствии с требованиями Конвенции МДП (1975г.) на базе Единого портала интерактивных государственных услуг (https://my.gov.uz/ru/service/555), что значительно ускорило и упростило этот процесс для субъектов предпринимательства, желающих использовать систему МДП.

Максимальное гарантийное покрытие за одну книжку МДП на территории Республики Узбекистан составляет эквивалент (в национальной валюте Республики Узбекистан – «сум») в 100 000 Евро.

С использованием книжки МДП запрещены к перевозке (в любом количестве/объёме и составе) грузы, обозначенные в пояснительной записке 0.8.3 Конвенции МДП (табачная и алкогольная продукция), за исключением пива, вина и табака – сырца. Запрещённые к перевозке товары, классифицируются следующими кодами, в соответствии с «Гармонизированной системой описания и кодирования товаров»: 22.07.10; 22.08; 24.02.10; 24.02.20; 24.03.11; 24.03.19.

Система МДП – это удобный и эффективный инструмент по упрощению международных автомобильных перевозок грузов и содействию торговле.