В свое время, появление единственной в мире системы международного таможенного транзита – МДП (TIR), с использованием бумажной документации, произвело революцию в сфере международного транспорта, торговли и экономики. Данная система была и до сих пор является надёжным инструментом как для государственных органов, так и для частного сектора в обеспечении ускорения международных перевозок грузов, повышения их безопасности и прозрачности, предоставления единой процедуры для решения возникающих вопросов. В Республике Узбекистан система МДП успешно применяется с 1996г., идёт постоянный рост интереса частного сектора к её применению, что выражается в увеличении количества пользователей – Держателей книжек МДП, а также количества используемых книжек МДП (TIR Carnet).
Вместе с тем, не останавливаясь на достигнутом, система МДП постоянно идёт в ногу со временем и внедряет новые информационные технологии, а также новаторские решения для дальнейшего упрощения процедур торговли и снижения рисков при перевозках для всех задействованных сторон. К таким решениям относятся, помимо прочего, системы TIR-EPD и Real-Time SafeTIR, успешно внедрённые и применяемые в Узбекистане с 2012г.
В качестве очередного шага по переводу системы МДП в электронный/цифровой формат в Центральной Азии, в ноябре 2020г. между Узбекистаном и Казахстаном стартовали первые пилотные перевозки с использованием электронных гарантий. Этому предшествовала большая и упорная работа по подготовке всех необходимых технических, процедурных и правовых аспектов со стороны Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан и Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Узбекистана (AIRCUZ), под руководством и координации Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ/IRU). Поддержку реализации этих пилотных цифровых перевозок МДП оказало Немецкое агентство по международному сотрудничеству (GIZ).
Применение процедуры цифровизации МДП в регионе представляет ряд преимуществ как для транспортных и логистических компаний, так и для государственного сектора. К преимуществам безбумажных перевозок относится экономия времени при пересечении границы, существенное снижение затрат для перевозчиков, упрощение административных формальностей, гибкость в работе, повышение оперативности и прозрачности во взаимодействиях частного и государственного сектора. Кроме того, полностью электронный обмен данными вместо использования бумажного носителя, позволяет сократить физические контакты между водителями и служащими таможенных органов, что существенно снижает риски во время всемирной пандемии COVID-19. На данный момент перевозки с использованием электронных гарантий являются возможными и осуществляются между Узбекистаном, Казахстаном и Таджикистаном – ведутся работы по присоединению к ним в ближайшем будущем и Кыргызстана.
Отдельного упоминания заслуживает то, что на приграничном пункте пропуска «Яллама-Конысбаева» (Узбекистан – Казахстан), в качестве образца передового международного опыта, были успешно внедрены «Зеленые полосы» для приоритетного прохождения автотранспортных средств по системе МДП, что в значительной мере ускоряет процесс пересечения данного пункта пропуска для автоперевозчиков, использующих МДП, а также содействует упрощению работы для всех вовлечённых сторон.
Будущее системы МДП неотрывно связано с её скорейшим и эффективным переходом в полностью электронный вид. В данном контексте, реализация цифровых перевозок МДП в регионе Центральной Азии является важным промежуточным этапом для постепенного перехода и подключения национальных информационных систем к международной системе eTIR ЕЭК ООН в качестве следующего шага, в полном соответствии с Приложением 11 Конвенции МДП (1975г.). В данной связи приятно отметить, что и таможенные органы и частный сектор Узбекистана, одними из первых в мире, уже готовы к такому переходу в кратчайшие сроки.