На протяжении более 10 лет в рамках заседаний компетентных органов Европейской экономической комиссии Организации Объединённых Наций (ЕЭК ООН) по МДП идёт разработка технического и правового механизма по переходу на перевозки без использования бумажного носителя – книжки МДП, а только с применением электронного обмена сообщениями между всеми вовлечёнными сторонами, более известного как eTIR (электронные международные дорожные перевозки).

В настоящий момент со стороны МСАТ (Международный союз автомобильного транспорта) завершены все технические преобразования, необходимые для перевода перевозок МДП в полностью электронный вид, а со стороны профильных органов ЕЭК ООН ведётся активная работа по согласованию и внедрению правового обеспечения таких полностью электронных перевозок МДП, выражающаяся в проработке нового Приложения №11 к Конвенции МДП (1975г.).

Отсутствие бумажного носителя при перевозке eTIR позволит значительно упростить работу как таможенных органов, так и перевозчиков (за счёт отсутствия необходимости контроля и обработки бумажного носителя), ускорит и сделает её более безопасной (за счёт наличия международной, надёжной электронной базы данных работающей в режиме реального времени). Кроме того, наличие электронной информации от всех вовлечённых сторон, упростит все задачи по ведению статистики, анализа, архивации, структурирования и поиска данных.  За счёт тех же факторов такие перевозки должны нести меньшие таможенные риски (обязательное использование предварительного информирования, взаимодействие и обмен информацией между таможенными органами, перевозчиками и международной гарантийной цепью в режиме реального времени

Пилотные перевозки в рамках проекта eTIR были успешно проведены между Ираном и Турцией в течение 2015-16гг., сейчас идёт активная подготовка по их реализации по коридору между Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном (с выходом на границу КНР).

Будущее системы МДП стремительно наступает уже сегодня!

В случае внедрения системы eTIR в Узбекистане, будут достигнуты следующие преимущества:

1) Снижение рисков (таможенных) и увеличение прозрачности по перевозкам с использованием этой системы (вся информация о грузе, перевозчике, отправителе/получателе и всех там.процедурах доступна в режиме реального времени);

2) Увеличение транзитного потенциала, за счёт создания дополнительных удобств для автоперевозчиков;

3) Улучшение регионального взаимодействия, взаимодоверия между таможенными органами (за счёт подтверждения и передачи необходимой информации в режиме реального времени);

4) Улучшение контроля за перевозками по данной системе со стороны контролирующих органов (наличие всей информации в электронном виде);

5) Улучшение престижа страны в вопросах международных перевозок и логистики, за счёт внедрения самых современных и безопасных систем на транспорте (потенциальный рост индекса страны в LPI (и аналогичных рейтингах) после полноценного внедрения и использования системы).